Немедикаментозные методы реабилитации детей с респираторными инфекциями

Немедикаментозные методы реабилитации детей
с респираторными инфекциями

resp_infНемедикаментозные методы лечения кашля

Эффективность медикаментозной терапии респираторных инфекций повышается при ее сочетании с правильным питанием, уходом за детьми и физическими методами реабилитации.

Так, в острый период респираторных инфекций рекомендуется:

  • часто менять положение тела маленького ребенка — поворачивать с боку на бок, на спину, брать на руки, держать вертикально, это необходимо для избежания застойных явлений в легочной ткани;
  • укладывать ребенка в постель так, чтобы голова на подушке и верхняя половина туловища были приподняты в пределах 20° для облегчения дыхания за счет опускания диафрагмы;
  • не нужно класть больного ребенка на перину или мягкие подушки — это затруднит и ослабит дыхание;
  • с первых дней болезни можно начинать легкое поглаживание груди и стоп ребенка под одеялом;
  • после снижения температуры тела до нормальных значений и улучшения общего состояния нужно проводить массаж более активно, предпочтительно в дренажном положении.

Время проведения манипуляций (дренажный массаж и лечебная физкультура): за час до сна, чтобы отходящая мокрота не мешала спать, или через 2 ч после еды или за час до еды, чтобы не спровоцировать рвоту. Противопоказания к проведению занятий: высокая температура тела, прогрессирование сердечно-сосудистой или легочной недостаточности, неудовлетворительное общее состояние ребенка.

Дренажный массаж выполняется в несколько приемов. При массаже спины ребенка помещают животом на валик или подушку так, чтобы таз был выше головы и мокрота могла стекать из нижних отделов дыхательных путей.

В течение 1–2 мин разогревают кожу спины растирающими движениями. Поглаживают вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз (3–5 раз), затем подушечками пальцев поглаживают от позвоночника по ходу ребер вбок (2–3 раза с каждой стороны). Растирание проводят подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями вдоль позвоночника по обе стороны снизу вверх 2–3 раза. Область позвоночника массировать не рекомендуется. Далее меняют направления растирающих движений: от позвоночника вбок, по ходу межреберных промежутков (2–3 раза с каждой стороны). Для интенсивного растирания или «пиления» руки располагают вдоль позвоночника, ладони приближают друг к другу, направление движений рук вперед-назад одновременно навстречу друг другу, напоминающее пиление; массаж спины проводят слева и справа от позвоночника отдельно, в течение 20–30 с. «Рубление» проводят ребром ладоней с разведенными пальцами ударными движениями в межлопаточной области (исключая прикосновения к самому позвоночнику и области поясницы). Похлопывание осуществляют согнутыми в виде крыши домика ладонями по всей спине малыша (исключая поясничную область) в течение 1–2 мин, в это время у ребенка начинается кашель, с которым удаляется мокрота из дыхательных путей.

Массаж грудной клетки осуществляют в несколько приемов. Поглаживание проводится вдоль грудины ладонной поверхностью кистей рук в направлении снизу вверх и к плечам 3–5 раз, затем подушечками пальцев проводится поглаживание от грудины по ходу ребер вбок (3–5 раз с каждой стороны). Растирание проводят подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями, проходя в области грудины, вдоль ее краев снизу вверх (2–3 раза), затем пальцы должны двигаться от грудины вбок, по ходу межреберных промежутков (2–3 раза с каждой стороны) [23]. Область сердца массировать не рекомендуется.

Точечный массаж — это дополнение к основному массажу, заключающийся в массировании триггерных точек на теле ребенка. «Противокашлевая» точка располагается между ключицами, ее массирование средним пальцем круговыми движениями в течение нескольких минут способствует улучшению откашливания.

Простые эффективные упражнения, улучшающие состояние дыхательной системы в период реконвалесценции детям от 3 лет:

«Ветерок». Нужно положить на стол перышко или кусочек ваты, и пусть ребенок сдувает их — он будет «ветром»: то легким ветерком, то ураганом. Благодаря этому упражнению улучшается работа нижних отделов легких, которые при обычном дыхании работают мало.

«Шародув». Надувание воздушных шариков — это работа для легких. При надувании 1–2 шариков его можно переключить на выдувание мыльных пузырей и повторять смену занятий несколько раз. Благодаря чередованию темпа и силы вдохов-выдохов вентилируются различные отделы легких.

«Пузыри». Выдувание пузырей с помощью трубочки для питья в стакане с водой — тренировка органов дыхания. Этим занятием можно заменить выдувание мыльных пузырей в предыдущем упражнении, если малыш еще не в состоянии сделать их, не наглотавшись мыла.

«Вентиляция». Пусть ребенок сделает глубокий вдох, задержит дыхание на 3–4 счета, затем — резкий выдох. Повторить 5–7 раз. В ходе упражнения все клетки организма (в т. ч. клетки легких) обогащаются кислородом, а это, в свою очередь, ускоряет вывод токсинов и повышает сопротивляемость ребенка инфекции.

«Полет птицы». На вдохе ребенок должен взмахнуть руками как крыльями; задержать дыхание на 1–2 с и, опуская медленно «крылья», медленно выдохнуть. За счет такого выдоха успевает расправиться максимальное количество альвеол, а при последующем вдохе расправленные легкие получают еще больше кислорода.

Не забывайте! Это только дополнение к основному лечению, которое должен назначить врач – педиатр!

Будьте Здоровы!

Источник: Русский медицинский журнал